Весной 2021 года около четырехсот тысяч выпускников начальной школы из 57 стран мира приняли участие в пятом международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). В итоговом рейтинге стран Россия заняла третье место, уступив лишь Сингапуру и Гонконгу.
Проект ведет международная ассоциация по оценке учебных достижений, в которую входят исследовательские центры в области образования по всему миру. Цель исследования – определить степень развития у детей навыков чтения как для интереса, так и для поиска и использования информации из художественных и информационных текстов. Задания к прочитанным текстам также позволили выявить, как участники умеют находить конкретные утверждения, интерпретировать мысли автора и критически оценивать содержание.
Первое исследование PIRLS состоялось в 2001 году. Россия участвовала во всех волнах проекта, то есть каждые пять лет. По сравнению с результатами 2016 года произошло некоторое снижение: тогда Россия была на первом месте из более 60-ти стран. Возможно, оказал свое влияние перевод исследования в цифровой формат, примененный кроме РФ ещё в двух десятках стран, так как средний балл наших обучающихся уменьшился с 581 до 567.
В Иркутской области выполняли тесты исследования четвероклассники из шести общеобразовательных организаций. Кроме тестирования и анкетирования школьников, на вопросы анкет отвечали администрации ОО, учителя и родители участников исследования.