На официальном сайте Федерального института оценки качества образования опубликован отчет, содержащий анализ динамики образовательных результатов обучающихся, 15-летних участников исследования общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году.
Исследование проводится с 2019 года. В 2021 году общероссийская оценка охватила 6439 обучающихся из 200 школ и организаций СПО. Мониторинг проводился по направлениям, аналогичным международному исследованию PISA – читательской, математической и естественно-научной грамотности. В российской оценке, как и в оригинальном исследовании, выделяют шесть уровней владения для каждого вида грамотности. Пороговым уровнем считается второй. Если участник исследования его не достигает, то это свидетельствует об учебной неуспешности.
По сравнению с итогами 2020 года во всех показателях отмечается позитивная тенденция: средний балл по читательской грамотности – 497 (21-е место в мире, рост на 5 баллов по сравнению с 2020 годом), математической – 498 (24-е место, рост на 4 балла), естественно-научной – 476 (34-е место, рост на 4 балла).
Пороговых значений не достиг примерно каждый шестой участник: 15,4% по читательской грамотности, 18,9% по математической и 17,4% по естественно-научной.
Среди факторов, влияющих на образовательные результаты, исследователи называют дефициты профессиональных компетенций учителей, уровень вовлечённости родителей в жизнь школы, мотивацию изучения предмета, а также развитие профориентационных практик в школе.
Напомним, что после отказа ОЭСР проводить PISA-2022 в нашей стране итоги общероссийской оценки заменят результаты оригинального исследования в списке показателей мониторинга системы образования при расчете «средневзвешенного места» России в группе международных исследований по оценке качества общего образования. Данный показатель позволит определить, достигнута ли цель по вхождению РФ в мировой топ-10 по качеству школьного образования.
В 2022 году исследование по модели PISA продолжится. Для Иркутской области участие в данном проекте будет уже четвертым по счету.